Хочешь получить классный сайт от разработчика?
В этот раз мы с тобой будем в разных лагерях. Ты будешь заказчиком, а я Келевро-меном, который принимает у тебя заказ на разработку сайта. Мы с тобой должны точно понять друг друга, чтобы ты получил четкий продающий ресурс, а я и компания ─ свои деньги и клевую работу в портфолио. Для этого мы составляем с тобой ТЗ, Техническое задание. Это не просто бумажка, а документ, который защищает интересы обоих сторон.
В чем, собственно, проблема. Все начинается с того, что ты решаешь, что пора бы двигаться резко вперед и хочешь, чтобы тебе сделали сайт под ключ. При этом ты уже видел сайты конкурентов и сделал определенные выводы. От просто «Хочу вот что-то такое» до «Хочу сайт на Битриксе с такими-то посадочными страницами, вот здесь поп-апы, основной цвет такой-то». Сложнее начинать работу в первом случае. Ведь я не знаю, что ты имеешь в виду под «хочу вот что-то такое». Ты мог иметь в виду баннер с синим небом наверху, а я подумал, что тебе нравится построение меню рядом, сама структура сайта.
Нестыковок может появиться море. В случае, когда все это не обговаривается, ты может получить сайт и долго изумляться тому, как же глубоко тебя не поняли. Это не наш с тобой случай, но такое бывает (ты ранее, возможно, с этим сталкивался). Тут возможны варианты, когда ты просишь доработок и переработок, а я тебе совершенно честно говорю, что в бюджет заказа это уже не вписывается. Тебе кажется, что я тебя кидаю. А мне кажется, что ты хочешь вытащить больше выгоды. И мы начинаем переговоры, которые заканчиваются по-разному. Выход найдется, но гораздо лучше сразу четко определить, что мы будем делать по твоему плану, а что остается на наше усмотрение.
Основная необходимость разработки технического задания
Клиенты, которые только начали смотреть в сторону интернета, не понимают толком, что такое сайт, из чего он состоит. И это вполне понятно. Откуда им это знать? В интернете много статей об этом, но найдут ли она понятный для себя материал? Тебе повезло, ты его нашел, читай и всё поймешь.
Так вот, они думают, что сайт состоит из корзины и каких-то страниц. Если они так и хотят оставаться на подобном уровне осведомленности и заказывают работу в студии без ТЗ, они должны быть готовы ввериться в руки профессионалов и получить то, что те сделают. Нет, ТЗ все равно будет составлено, но без уточнений по поводу визуализации, доп. функционала, отдельных элементов и т. д.
Соответственно, в ходе переговоров с нашими представителями, ты говоришь, чего хочешь и получаешь предложения по тому, как это можно воплотить. Формируются: объем работ и цена, сроки, условия оплаты. Если после завершения тебе вдруг кажется, что что-то нужно менять, а это не предусмотрено бюджетом, то необходимо договариваться о новой оплате, ведь это требует дополнительной работы. ТЗ помогает без лишних разногласий быстро определить, кто был неправ.
Разработка структуры технического задания, что нужно учесть
Пример проблемы. Ты хочешь удобную админку. И в ТЗ прописывается, что нужно сделать «удобную админку». Тем не менее одним людям неудобно разве что спать на потолке, а другим неудобно, когда сахарница стоит слева, а не справа на столе. «Удобная админка», «красивый сайт» не являются объективными требованиями. Но, если нечто такое будет зафиксировано в ТЗ, то все будет действительно зависеть от тебя, заказчик. Когда скажешь, что все хорошо, тогда оно и будет. Но это неверный метод взаимодействия.
Хочешь получить то что хочешь, будь добр заморочиться над ТЗ. Необходимо пояснять, что для тебя “красивый” и “удобный”, расписать очень детально все твои требования, если они имеются. Цвета, расположение каких-либо элементов. Это прописывается и рисуется, чтобы сделать все без необходимости переделывать.
Все детали и идеи необходимо формулировать очень точно. Все, что не обговаривается, ложится на голову дизайнеров, программистов и других профессионалов. Понятное дело, что какие-то правки, какие-то коррективы неизбежны, но это уже доработки напильником которые не должны идти вразрез с первоначальным ТЗ и интересами сторон. Поэтому ты либо полностью доверяешься, либо пишешь детальное ТЗ.
Общие замечания по ТЗ для создания сайта с нуля
В данном блоке ТЗ необходимо выделить основные мысли, самые общие положения по поводу того, что это за сайт, что на нем будет лежать, привести примеры того что нравится, чем нравится и так далее. Для того чтобы каждый из специалистов, которому предстоит работать, мог представить себе концепцию, посмотрел уже работающие аналоги.
Назначение сайта
Здесь подробнее о том, как он будет приносить прибыль или собирать, направлять трафик. Если это интернет-магазин, то он будет продавать товары через корзину. Если это представительство компании, то перед ним стоит задача лаконично рассказать и показать все необходимое. Это может быть и сайт-визитка, лендинг пэйдж.
Функционал
С помощью каких видимых механизмов сайт будет получать профит. Корзина, каталог, всплывающие окна, чат, виджет быстрого дозвона и так далее. Все, на что можно будет нажимать, куда переходить.
Термины сторон
Ответственный пункт. Здесь я узнаю, как ты называешь нечто из заказываемой работы, поясняю тебе свои термины, которые ты не понимаешь. Нужно прийти к одному и тому же языку, чтобы не получилось как в Вавилоне.
Структура сайта и навигация
Мы определим, из каких страниц состоит сайт, каким путем мы идем к той или иной странице, по каким категориям идет деление.
Описание страниц и их визуально-текстового содержания
Перечисляем весь объем страниц, назначение каждой и все визуальные изыски, если у тебя есть на эту тему идеи. Создаем эскизы: где будет текст, где картинки, как они будут сочетаться. Здесь ты говоришь о своих предпочтениях в визуализации.
Надежность и возможности по загрузке
Заранее нужно определить, насколько мощные притоки трафика ты намерен получать.
Адаптивность
Важный момент, ведь это должно быть заложено в проект изначально. Адаптивность позволяет сайту меняться внешне, в зависимости от размеров монитора пользователя.
Твой сайт могут смотреть и с мобильника и с 4К телевизора.
Контент
Обычно мы закладываем тот минимум контента, который позволяет запустить сайт в работу. Но параллельно мы можем определить, какое количество уникального контента мы создадим для тебя и зальем. Это и тексты, и картинки, и видео. Параллельно уже мы создаём ТЗ для копирайтеров и других специалистов.
Сдача/прием/оплата
Конечно же, мы точно определяемся с вопросом: когда деньги и когда стулья. Все это обсуждается и точно фиксируется.
Таким образом, согласовав положения ТЗ, у нас получается документ, который понимают обе стороны. В процессе всех уточнений ты и сам поймешь очень многое в вопросе создания твоего сайта, все это перестанет быть затуманенным и загадочным. Появляется доверие и уверенность в том, что сайт получится именно такой, как нужно.