Требования к отделу маркетинга
Наиболее скромный отдел маркетинга состоит из маркетолога. Этот человек отвечает сразу за все, что связано с рекламированием и позиционированием компании. Он подбирает площадки для рекламы, связывается со специалистами, которые создают для него дизайн, рекламные компании и прочее. Но данная форма маркетингового отдела сильно устарела с переходом бизнеса в интернет. Теперь реклама в журналах, на городских щитах, по телевидению – это только часть от целого, которая имеет эффект далеко не во всех сферах бизнеса. А еще, без представительства в интернете не живут и такие компании, которые неплохо выезжают на рекламе вне сети.
Таким образом мы приходим к условно двум формам современного маркетингового отдела:
Штатный маркетолог и аутсорсинговая команда или отдельные профессионалы вне штата:
— дизайнер;
— программист;
— верстальщик;
— seo-специалист;
— специалист по контекстной рекламе;
-smm-специалист;
— копирайтер;
— контент-менеджер.
Штатная команда, включающая всех или большинство перечисленных специалистов.
Разберемся, чем занимается каждый отдельный специалист
- Маркетолог – он продумывает основные вехи всего, что связано с рекламой, предлагает начальству решения, отвечает за действия всего отдела. Он решает, какой будет рекламная компания, о чем пойдет речь, как все показать, где рекламироваться и так далее. Его задача, чтобы реклама достигла аудитории и дала максимальный приток покупателей или рост лояльности.
- Дизайнер – на нем лежит вся визуализация, связанная с компанией. Он разрабатывает стиль, бренд-бук, дизайн сайтов и лэндингов. От него зависит, насколько все будет визуально действенно и приятно для клиента.
- Программист или отдел программистов работает (-ют) над механикой сайта и лэндингов, программируют, поддерживают их работоспособность.
- Верстальщик, если говорить популярно, занимается наложением дизайна от дизайнера, на каркас, созданный программистами.
- SEO-специалист занимается сбором семантического ядра для сайта, который уже создан или готовится к разработке. Задача данного профессионала – оптимизировать тексты, мета-тэги и прочие детали для того, чтобы они помогали сайту выйти вперед в поисковой выдаче. Параллельно сеошник может, посредством обработки ключевых запросов, помогать расширять ассортимент магазина и даже быть основным мерилом того, по какому принципу будет строиться сайт.
- Специалист по контекстной рекламе – настраивает рекламные кампании в поисковых системах. Это необходимо для выхода в том поиска без seo-оптимизации или пока она еще не позволяет сайту быть впереди естественным путем. На контекстологе лежит задача заинтересовывать потенциальных покупателей удачной рекламой, вызывать действие, максимально подводить человека к покупке.
- SMM-специалист живет в социальных сетях и знает все о механизмах их работы. Он ведет сообщество компании, повышая лояльность аудитории и стимулируя на покупки. Также он настраивает рекламу внутри социальной сети, цепляет ее к определенным группам населения. Очень важный член коллектива от которого в ряде случаев зависит 50% и более процентов продаж.
- Копирайтер – пишет все тексты, которые необходимы компании, основываясь на маркетинговой стратегии компании и используя техническое задание SEO-специалиста. Он отвечает за качественную подачу текстового контента, он должен максимально лаконично представить компанию, продукт, карточку товара, написать материал в блог и так далее.
- Контент-менеджер – занимается поиском визуализаций для нужд компании, нарезает картинки, вставляет тексты на сайты.
Как вы заметили, в одном списке сошлись как сотрудники технического отдела, вроде программиста, контент-менеджера, верстальщика, seo, и сотрудники, занимающиеся мозговым штурмом – маркетолог, smm, копирайтер. Дело в том, что им необходимо работать в одной связке, а в ряде случаев некоторые обязанности вынужденно блуждают. Например, иногда именно seo-показатели направляют рекламную стратегию и специалист становится еще и маркетологом. Как только нужно подправить что-то на сайте – необходимо срочное вмешательство программиста, который должен находиться в том же здании, если не в том же офисе. Без собственного программиста компания, представленная в интернете, может потерпеть серьезные убытки.
Задачи маркетингового отдела
Отдел должен представить компанию в интернет-пространстве – создать сайт, лэндинги; создать сообщества в социальных сетях; наполнить все ресурсы seo-оптимизированным контентом, настроить контекстную рекламу.
Как только запустился сайт, заработал контекст, пошли сборы подписчиков в соц. сетях, специалисты начинают собирать статистику отклика аудитории, следить за тем чтобы все работало стабильно, проводить А/Б-тесты, расширять семантику сайта.
Конечной целью является достижение каких-то показателей – переходы по рекламным ссылкам, интерес к сайту со стороны аудитории, заявки, продажи. Каждый из членов маркетингового отдела вносит свой вклад в результат – повышение узнаваемости бренда и продажи.
Данный этап переносит нас обратно во второй. После получения статистики и проведения аналитики специалисты вносят определенные изменения в работу и снова работают на результат.
Итак, отдел маркетинга должен показывать определенные результаты в оговоренные промежутки времени. Это своевременный запуск кампаний в Яндекс и Google, вывод рекламы в эфир, запуск новых страниц сайта и многое другое. Критериями профессионализма команды будут:
- своевременность достижения оговоренных результатов;
- оправдание прогнозов каждого специалиста;
- приток трафика на сайте;
- бесперебойная работа сайта и быстрое устранение каких-либо ошибок;
- слаженность работы в отделе.
Не так легко говорить об общих показателях для всего коллектива. Перед каждым специалистом стоит свой круг задач, выполнение которых показывает его профессионализм. Бывает так, что в команде из четырех человек, трое из которых профи, четвертый халатный сотрудник заваливает все дело. Если вы выбираете аутсорсинговую команду, то критериями профессионализма такой будет ясное предложение услуг с четкими цифрами того, что вы получите по прошествии фиксированного времени и честными оговорками там, где точный результат предсказать заранее невозможно. Посмотрите портфолио агентства, почитайте отзывы – если в портфеле компании лежат хорошо развитые проекты, а отзывы в основном положительны – перед вами вполне профессиональный коллектив. Впрочем, здесь нужно рассматривать каждое предложение и каждое агентство отдельно и пока вы не прибегните к его услугам, вы не сможете оценить работу по достоинству.
Ваш отдел интернет-маркетинга должен ставить перед собой четкие и понятные задачи и выполнять их. Каждый недочет должен быть обоснован. Маркетинг вчера и сегодня – не вполне предсказуемая область деятельности, но есть множество четких показателей и понятных обязанностей, которые мы перечислили в этой статье.