Прейскурант или меню в ресторане?
Официант, что вы мне такое принесли? Я принес тебе офигенную статью, где ты найдешь интересную и неожиданную информацию о ресторанном деле в Советском союзе, а также о ключевом принципе подачи товаров и услуг сегодня. Прочитав, ты сможете понять, что должно бросаться в глаза клиенту в первую очередь, а что нужно увести «назад». А ты сюда есть что ли пришел??
Интересный факт, от которого мы с тобой сейчас оттолкнемся, известен многим владельцам хорек (то есть ресторанов, кафе и т. д.). Кому-то будет просто забавно узнать, а тот, кто дочитает статью до конца, получит реальный рычаг для продаж.
Прейскурант порционных блюд
Интересное выяснилось во время визита в один питерский ресторанчик, выбравший для своего интерьера советский стиль. Все простенько, с фотками советских актеров на стенах. Живая ёлка стоит, мебель, обои, барабанный телефон — все как в олдовой советской квартире добросовестного инженера. Совок во всей красе. Кухня ресторана — домашняя, простая, но вкусная. Условия такие: можно выбрать любые два или три блюда из списка. При этом цена за пару или тройку фиксированная, какие бы ты не выбрал. На листке-меню указано, в какие дни, что готовят. А еще на нем зарисовка советского «Прейскуранта порционных блюд». Вот тут-то и начинается самое интересное.
В СССР в ресторанах и кафе посетители листали именно прейскуранты на блюда. А это что за слово такое? Это по-нашему сегодняшнему: «прайс-лист». Наблюдается интересное превращение, очень эффектно играющее на психологии.
Подача услуги вчера и сегодня
Раньше. Приходишь ты в ресторан с очередного партийного собрания и тебе приносят прейскурант. Ведь тебе что нужно знать, садясь за стол? Что подают и почем. «Прейскурант порционных блюд» тебе и говорил, что порция такая-то, стоит столько-то. Ну и о том, что там за блюда. Котлеты, сосиски, супы, салаты. Компот!
Сегодня. В ресторане перед тобой кладут меню. Именно «меню», а не «прейскурант». Откуда взялось? «Le menu» — французское слово, которое обозначает список блюд. Тебе показывают, чем таким изысканным тебя готовы кормить до отвала… кошелька. Смещается акцент. Уже на этом этапе, простым изменением названия «каталога с ассортиментом» клиенту сообщается о том, что здесь вкусно. Было бы забавно получить прайс-лист в ресторане, да? Прайсы дают оптовым заказчикам, они фигурируют в бизнесе, но в ресторане дать кому-нибудь прайс — странно.
Мы увидели в этом факте яркий пример смещения акцента со стоимости продукта на его наличие и достоинства. Или вообще переход от безликого сборника с ценами на еду — к альбому интересных блюд.
Что человек покупает на самом деле
Вот ты ведешь женщину в ресторан. Сам поход в ресторан уже интригует ее. Вы будете общаться в приятной обстановке, вам ничего не нужно делать, все предложат и приготовят. Вот приносят меню с интригующим описанием, фотографиями блюд. Вы будете вкусно есть, а потом можно будет отправиться… Об этом ты прочтешь в другом сообществе. А мы остановимся на моменте, когда ты девушку ужинаешь.
Но суть и вправду в том, что ты приходишь сюда вообще не за тем, чтобы поесть, а чтобы угостить женщину, да? В общем, делаешь ей приятное, реализуешь древний ритуал. Тебе нужно, чтобы все было красиво и все понравилось. А для этого ты выбираешь ресторан получше. Цена — второй вопрос, у тебя в кармане кредитка или ты снял всю ЗП ради этого вечера. Или ты уже богатый и успешный. Тебе важен ее комфорт. И вот, дама в восторге, не за горами все самое важное. И произойдет это вовсе уже не в ресторане. Официант, счет!
Согласись, это яркий пример того, как человек, покупая одну услугу, на самом деле преследует цель в другом контексте. Покупая пылесос, какой-нибудь молодой человек также надеется, что ссоры с молодой женой по поводу вечно загаженных ковров и пыли под койкой прекратятся. Лояльность и благодарность супруги повысятся, нервозность уйдет, время уборки сократится. Можно будет больше времени уделять делам значительно более приятным, чем выдирание шерсти из ковра.
Так же и молодая хозяйка выбирает стиральную машину — не для того чтобы покайфовать от ее бесшумной работы, а для освобождения рук и походов в модные бутики и т. д.
Вывод этого сообщения таков: Не предлагай «прейскурант», предлагай «меню».
Говори о том, как хорошо будет человеку, пока он в твоем ресторане и как будет хорошо ему потом. Как классно он будет смотреться в этом новом пиджаке, как девочки будут терять разум при его виде. Цена вопроса, при грамотном предложении и попадании в живое или больное место покупателя, отходит на второй план или исчезает. Он возьмет кредит, разобьет свинью-копилку, но придет к тебе, если ты предлагаешь не просто хороший товар по хорошей цене, а достоинства товара, решающие центральные задачи клиента.
Когда-то в СССР можно было предложить прейскурант и все. Сегодня в мире суровой конкуренции и маркетинговых изысков так уже нельзя. Поэтому, помни, что, положив на свой прилавок товар и задумчиво сидя за статистикой Яндекс.Метрики, ты только собираешь на него электронную пыль. Пока другие просекли, как ловить клиентов и продают вагонами.
Хочешь, мы лично подскажем тебе сильные и слабые стороны твоего предложения? [Кликайте по ссылке]!